Следующая: , Предыдущая: Top, Вверх: Top


1 Введение

Всякий раз, когда вы набираете какую-нибудь команду в командной строке, или запускаете текстовый редактор из меню графической оболочки операционной системы, вы запускаете программу. Программа — это набор инструкций, задающих компьютеру последовательность действий, которые он должен совершить. В частности, в программе задается, как должен действовать компьютер при нажатии на ту или иную клавишу на клавиатуре, или на передвижение мыши, что компьютер должен сделать с введенными вами данными и как он должен представить результат на экран. Одновременно в компьютере запущено несколько десятков программ и вся работа за компьютером – это взаимодействие человека с этими программами.

Мы приступаем к изучению программирования – процессу создания программы. Естественно, что компьютер не может понимать программу, записанную на русском языке (равно как и на всех других языках мира). Программа должна быть записана на особом, машинном языке, представляющим собой информацию в двоичном виде. Например, увидеть содержимое программы ls в машинном виде можно, дав в командной строке команду cat /bin/ls.

Но написать программу непосредственно на машинном языке тяжело, поэтому люди придумали множество языков программирования — правил написания программ в более понятном для человека виде. На сей момент существуют тысячи языков программирования. Для того, чтобы компьютер смог выполнить программу, написанную на том или ином языке программирования, необходима программа-транслятор, которая переводит программы с данного языка программирования в машинный язык.

Изучение программирования мы начнем с языка Питон. Программа на языке Питон — это обычный текстовый файл, который можно создать в любом текстовом редакторе. Каждая строчка программы содержит ровно одну инструкцию для компьютера: вывести что-либо на экран, выполнить какую-либо арифметическую операцию и т.д.

Традиционно обучение какому-либо языку программирования начинается с программы “Hello, world”, которая печатает на экране одноименную строку. Такая программа на языке Питон состоит из одной инструкции print, после которой следует написать строку, которую нужно вывести на экран. Текстовые строки необходимо заключать в двойные кавычки:

     print "Hello, world!"

Наберите в произвольном текстовом редакторе приведенный выше пример и сохраните его в файле hello.py. Чтобы выполнить эту команду необходимо в командной строке запустить транслятор python, указав имя файла с вашей программой в качестве параметра:

     $ python hello.py

Ваша программа напечатает на экране строку `Hello, World!'.

Можно дать инструкцию напечатать на экран результат какого-либо арифметического выражения, например, чтобы узнать, чему будет равно значение выражения 2+2 можно написать следующую программу:

     print 2+2

В данном случае, 2+2 — это арифметическое выражение, и инструкция print напечатает на экран значение этого выражения. А вот "2+2" — это текстовая строка, которую инструкция print напечатает как есть (только без кавычек).

В одной инструкции print можно напечатать несколько текстовых строк или выражений. Для этого их нужно перечислить через запятую:

     print "2+2=", 2+2