Всякий раз, когда вы набираете какую-нибудь команду в командной строке, или запускаете текстовый редактор из меню графической оболочки операционной системы, вы запускаете программу. Программа — это набор инструкций, задающих компьютеру последовательность действий, которые он должен совершить. В частности, в программе задается, как должен действовать компьютер при нажатии на ту или иную клавишу на клавиатуре, или на передвижение мыши, что компьютер должен сделать с введенными вами данными и как он должен представить результат на экран. Одновременно в компьютере запущено несколько десятков программ и вся работа за компьютером – это взаимодействие человека с этими программами.
Мы приступаем к изучению программирования – процессу создания программы.
Естественно, что компьютер не может понимать программу,
записанную на русском языке (равно как и на всех других языках мира). Программа
должна быть записана на особом, машинном языке, представляющим собой
информацию в двоичном виде. Например, увидеть содержимое программы ls
в машинном виде можно, дав в командной строке команду cat /bin/ls
.
Но написать программу непосредственно на машинном языке тяжело, поэтому люди придумали множество языков программирования — правил написания программ в более понятном для человека виде. На сей момент существуют тысячи языков программирования. Для того, чтобы компьютер смог выполнить программу, написанную на том или ином языке программирования, необходима программа-транслятор, которая переводит программы с данного языка программирования в машинный язык.
Изучение программирования мы начнем с языка Питон. Программа на языке Питон — это обычный текстовый файл, который можно создать в любом текстовом редакторе. Каждая строчка программы содержит ровно одну инструкцию для компьютера: вывести что-либо на экран, выполнить какую-либо арифметическую операцию и т.д.
Традиционно обучение какому-либо языку программирования начинается с программы “Hello, world”, которая
печатает на экране одноименную строку. Такая программа на языке Питон состоит из одной инструкции print
,
после которой следует написать строку, которую нужно вывести на экран. Текстовые строки необходимо заключать
в двойные кавычки:
print "Hello, world!"
Наберите в произвольном текстовом редакторе приведенный выше пример и сохраните его в файле hello.py. Чтобы выполнить эту команду необходимо в командной строке запустить транслятор python, указав имя файла с вашей программой в качестве параметра:
$ python hello.py
Ваша программа напечатает на экране строку `Hello, World!'.
Можно дать инструкцию напечатать на экран результат какого-либо арифметического выражения, например, чтобы узнать,
чему будет равно значение выражения 2+2
можно написать следующую программу:
print 2+2
В данном случае, 2+2
— это арифметическое выражение, и инструкция print
напечатает на экран
значение этого выражения. А вот "2+2"
— это текстовая строка, которую инструкция print
напечатает как есть (только без кавычек).
В одной инструкции print
можно напечатать несколько текстовых строк или выражений. Для этого их нужно
перечислить через запятую:
print "2+2=", 2+2