Структура HTML-документа. Начинаем работу.

С чего начинается HTML

Для того, чтобы текстовый файл превратился в HTML-файл, поменять его расширение с ".txt" на ".html" недостаточно. Надо соблюсти "правило первой строки":

Каждый HTML-документ, отвечающий спецификации HTML какой-либо версии, обязан начинаться со строки декларации версии HTML <!DOCTYPE>, которая обычно выглядит так:
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 3.2 Final//RU">

Эта строка поможет браузеру определить, как правильно интерпретировать данный документ. В данном случае мы говорим браузеру, что HTML соответствует международной спецификации версии 3.2, которая хоть и не отличается новизной, но, в отличие от более поздних версий, является полноценным, широко распространенным стандартом без каких-либо неопределенностей. Как видно из примера, самый короткий html-документ состоит буквально из одной строки.


Пример самого короткого HTML-документа:
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 3.2 Final//RU">


С чего начинается работа

На самом деле одной строкой дело не обходится. После объявления версии и типа документа необходимо обозначить его начало и конец. Это делается с помощью тэга-контейнера <HTML>. Необходимо отметить, что любой HTML-документ открывется тэгом <HTML> и им же закрывается.

Затем, между тэгами <HTML> и </HTML> следует разместить заголовок и тело документа. Вот и все! Начало положено - вы получили прекрасную заготовку. Вот как должен выглядеть ваш базовый HTML-файл перед началом работы:


Правильный пример самого короткого HTML-документа:
<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 3.2 Final//RU">
<HTML>
    <HEAD>
    <TITLE>Заголовок документа<TITLE>
    </HEAD>
<BODY>
Текст документа
</BODY>
</HTML>



Разжевать?

Если приведенный выше пример пояснить схематически, получится следующее:









Из схемы видно, что документ состоит из двух основных блоков - "заголовка" и "тела документа". Заголовок определяется с помощью элемента HEAD, а тело - элементом BODY.

Заголовок содержит "техническую" информацию о документе, хотя чаще всего используется только для обозначения его названия (элемент TITLE).

Тело документа - святая святых. Именно в нем находится все то, что отображается на странице: текст, картинки, таблицы. Соответственно, делаем вывод: большинство ваших HTML-экспериментов будет проводиться в пространстве между тэгами <BODY> и </BODY>

Одной из наиболее распространенных ошибок было и остается размещение заголовка в теле документа или наоборот, что совершенно недопустимо. Сначала закрываем заголовок </HEAD>, затем открываем тело.



BODY

Указывает начало и конец тела HTML-документа. Между начальным и конечным тэгами содержится текст документа, изображения и таблицы. Одним словом, все HTML-элементы, отвечающие за отображение документа, управление им и гипертекстовые ссылки. Элемент BODY должен встречаться в документе не более одного раза.


Параметры:

MARGINHEIGHT - определяет ширину (в пикселах) верхнего и нижнего полей документа. Работает только в браузерах Netscape.

TOPMARGIN - определяет ширину (в пикселах) верхнего и нижнего полей документа. Работает только в браузерах Internet Explorer.

MARGINWIDTH - определяет ширину (в пикселах) левого и правого полей документа. Работает только в браузерах Netscape.

LEFTMARGIN - определяет ширину (в пикселах) левого и правого полей документа. Работает только в браузерах Internet Explorer.

BACKGROUND - определяет изображение для "заливки" фона. Значение задается в виде полного URL или имени файла с картинкой в формате gif или jpg.

BGCOLOR - определяет цвет фона документа.

TEXT - определяет цвет текста в документе.

LINK - определяет цвет гиперссылок в документе.

ALINK - определяет цвет подсветки гиперссылок в момент нажатия.

VLINK - определяет цвет гиперссылок на документы, которые вы уже просмотрели.

Значения параметров BGCOLOR, TEXT, LINK, ALINK и VLINK задаются либо RGB-значением в шестнадцатиричной системе, либо одним из 16 базовых цветов.

Пример:
<HTML>
<BODY BACKGROUND="images/bricks.jpg" BGCOLOR="#202020" TEXT="White" LINK="#FF0000" VLINK="#505050" MARGINHEIGHT="30" TOPMARGIN="30" LEFTMARGIN="40" MARGINWIDTH="40">
...
Текст документа.
...
</BODY>
</HTML>


Примечание:


При задании ширины полей для обеспечения совместимости со всеми видами браузеров используйте одновременно параметры MARGINWIDTH/MARGINHEIGHT и TOPMARGIN/LEFTMARGIN как показано в примере.

Таблица базовых цветов

Вид:Цвет:Описание:
 BlackЧерный
 GrayСерый
 SilverСветло-серый
 WhiteБелый
 RedКрасный
 FuchsiaФуксия
 MaroonВишневый
 PurpleПурпурный
 NavyТемно-синий
 BlueСиний
 AquaСветло-бирюзовый
 GreenЗеленый
 LimeСалатовый
 TealМорская волна
 YellowЖелтый
 OliveОливковый




Форматирование текста

В этом разделе описаны элементы для оформления и смыслового выделения текста - подчеркивания, изменения шрифта, выделения курсивом, цитирования и т.д.

Элементы форматирования текста:

FONT Позволяет изменять цвет, размер и тип шрифта текста
I Выделяет текст курсивом
B Выделяет текст жирным шрифтом
U Выделяет текст подчеркнутым
S, STRIKE Выделяет текст перечеркнутым
BIG Отображает текст увеличенным шрифтом (относительно текущего)
SMALL Отображает текст уменьшенным шрифтом (относительно текущего)
SUP Отображает текст со сдвигом вверх (верхний индекс)
SUB Отображает текст со сдвигом вниз (нижний индекс)
CODE, SAMP Оформляют текст как формулу или программный код
TT Отображает текст моноширинным шрифтом


Гиперссылки, тег "A"

Ссылки на другие документы в HTML создаются либо с помощью элемента A, либо с помощью навигационных карт. Элемент A применяется, если ссылкой планируется сделать часть текста или целое изображение. Навигационные карты имеет смысл применять, если ссылкой будет часть изображения. Самый необходимый элемент, без которого Интернет просто немыслим. Используется для создания и использования гипертекстовых ссылок.


Параметры:

HREF - определяет находящийся между начальным и конечным тэгами текст или изображение как гипертекстовую ссылку (URL, или линк) на документ (и/или область документа), указанный в значении данного параметра. Возможные значения:

    http://... - создает ссылку на www-документ;
    ftp://... - создает ссылку на ftp-сайт или расположенный на нем файл;
    mailto:... - запускает почтовую программу-клиент с заполненным полем имени получателя. Если после адреса поставить знак вопроса, то можно указать дополнительные атрибуты, разделенные знаком "&";

Если тип соединения и адрес машины не указаны, в качестве отправной точки используется адрес текущего документа. Это позволяет использовать относительные ссылки. Например, линк <A HREF="docs/title.html"> Документация </A> будет ссылаться на файл title.html в подкаталоге docs (относительно текущего).

NAME - помечает находящуюся между начальным и конечным тэгами область документа как возможный объект для ссылки. В качестве значения нужно латиницей написать любое слово-указатель, уникальное для данного документа. Например: <A NAME="part">Раздел1</A>. Теперь вы можете ссылаться на помеченную область простым указанием ее имени после имени документа. Например, линк <A HREF="document.html#part">Раздел1</A> отправит вас в раздел "part" файла document.html, а линк <A HREF="#bottom">В конец документа</A> - в раздел "bottom" текущего документа. (см. Пример 1)

TARGET - определяет окно(фрэйм), на которое указывает гипертекстовая ссылка. Этот параметр используется только совместно с параметром HREF. В качестве значения необходимо задать либо имя одного из существующих фрэймов, либо одно из зарезевированных имен. Что такое фремы мы узнаем чуть позже, а сейчас нас будет интересовать только одно из них:

    _blank - указывает, что документ должен отображаться в новом окне.


Пример 1:
<!-- Использование параметра NAME: -->
<A NAME="history">История бодибилдинга</A>
...
<A NAME="now">Спорт глазами современника</A>
...
Вернуться к разделу<A HREF="#history">истории</A>


Пример 2:
<!-- Использование параметра HREF: -->
<A HREF="ftp://ftp.cdrom.com" TARGET="_blank">FTP-site</A>
<A HREF="http://opengl.rdc.ru">Русский проект по OpenGL</A>
...


Пример 3:
<!-- Создадим ссылку для письма с указанием кучи параметров -->
<A HREF="mailto:green@igf.ru?subject=Приглашение &cc=bg@microsoft.com&body=Приезжай на вечеринку.">
Отправить приглашение </A>.
<!-- или просто письмо : -->
<A HREF="mailto:green@igf.ru?subject=Привет">авторам</A>.



Примечания:


Элемент A не может быть вложенным в себе подобные, то есть недопустимы конструкции вроде
<A HREF="link1.html">
Первый линк
    <A HREF="link2.html">Второй линк</A>
Продолжаем первый линк
</A>


Если в параметре TARGET указать имя несуществующего окна или фрэйма, создастся новое окно с указанным именем. Как мы видим, результат получится тот же, что и при задании TARGET="_blank", с той лишь разницей, что в последнем случае окно не будет иметь имени и на него нельзя будет ссылаться.